Словари:


Вы можете поддержать развитие этого словаря. Пожалуйста, оставьте Ваш e-mail:

Символическая конкуренция

Это конкуренция, имеющая целью победу в борьбе скорее за символические, чем за материальные ресурсы и блага. Примеры символической конкуренции в социуме — это спортивные соревнования и конкурсы лучших по профессии, когда участников мотивируют не столько денежные призы (в любительском спорте они вообще отсутствуют), сколько достижения на определенных шкалах, имеющих скорее символический, чем практический смысл. Очевидно, например, что «высота» или «длина прыжка» в прыжковых дисциплинах легкой атлетики имеет исчезающий практический смысл для жизни современного городского жителя. Однако в этих видах спорта соревнуются и совершенствуются многие миллионы людей (дети в обычных и спортивных школах и не только дети). Подавляющее большинство форм и видов биологической и экономической конкуренции являются материальной конкуренцией (МК). Но уже в мире высокоразвитых животных редко, но встречаются примеры «ритуальной борьбы». Тем более в социуме символические виды борьбы встречаются все чаще по мере культурного (цивилизационного) развития. Переход от МК к символическим формам создает предпосылки для формирование особой культуры «соревновательного сотрудничества». Автор теории ОТК на собственном спортивном опыте и богатом педагогическом опыте (в многолетней работе со спортивными и неспортивными студентами факультета психологии МГУ) убедился в том, что спорт имеет воспитательное значение: правила символической конкуренции человек невольно проецирует на другие виды конкурентного взаимодействия и от этого эти другие виды становятся более «партнерскими», а значит потенциально более продуктивными, полезными для общества в целом. Неспортивные люди, как правило, острей и менее конструктивно переживают неудачи в конкуренции, драматизируют временные неудачи и начинают избегать всякой конкуренции вообще. В контексте теории ОТК автор придает особое значение гипотезе о возможности постепенного отхода от материального понимания сущности денег (как главного предмета в капиталистическом обществе) к символическому пониманию денег в посткапиталистическом информационном обществе. Цифровизация денежного обращения — это технологическая основа для такой трансформации. Концептуальным оппозитом для понятия СК является понятие «материальная конкуренция». См. также статью «Мемы», «Деньги как шкала успеха в конкуренции», «Символическая функция денег», «Продуктивная конкуренция».